6 июн. 2021 г.

One less car

Забитые под завязку четырёхколёсным транспортом дворы и улицы многих городов (не только в России) наверное заставляют задуматься о тщете всего сущего многих людей, желающих просто погулять по городу пешком, с детской коляской или на велосипеде. На весьма несвежем воздухе стоит груда металла, которая, будучи частной собственностью, занимает общественное место. Удивительно, но большая часть народного транспорта остаётся стоять на месте даже в рабочий день, заводясь в лучшем случае в выходной день только для того чтобы доехать 5 километров до ближайшего магазина.

К сожалению, обильная реклама льющаяся со всех сторон часто толкает людей на сбрасывания со своих (а чаще кредитных) счетов приличной суммы денег на покупку собственной коробки с колёсами. Новоиспечённый автомобилист показав кукиш общественному транспорту и пешеходам вливается в чудесно отточенную денежно-сырьевую цепочку наивно полагая, что теперь то он на её вершине.


Мы живём на окраине среднего города (население около 100 000). Работа, детский сад, супермаркеты, центр находятся в пределах 25 минутной велопоездки. Мы абсолютно спокойно живём (в полном смысле) без автомобиля и совершенно не переживаем по этому поводу.

Я не борец с мельницами и поэтому полностью отдаю себе отчёт в том, что мне не удастся переубедить людей не мыслящих себя без автомобиля, но быть может получится обратиться к тому, кто колеблется или только стоит перед выбором.

Хочу подчеркнуть, что сам автомобиль это замечательное изобретение и, безусловно, он необходим во многих важных ситуациях. Однако хочется показать своим примером, что в городских условиях личному автомобилю есть не менее удобная альтернатива как личный велосипед.

Велосипед как транспорт


Проверено не раз, что в городских условиях на коротких расстояниях до 5 километров велосипед легко "делает" своего четырёхколёсного соперника. Мало того доехав до места, совсем не надо кружить по кварталу в поисках парковки. Ещё ни разу не было такого, чтобы у меня на работе не было места, где поставить велосипед, но от коллег часто слышу, что они минут по 15 катаются кругами в поисках места.

Безусловно ехать на работу на велосипеде более 15 км в один конец это уже на любителя, но согласитесь, что 5 километров на скорости 15 км\ч совсем не повод, чтобы вспотеть как футболист. В конце-концов можно и переодеться по прибытии.

Помимо основной функции транспорта, велосипед для меня это замена утренней зарядки и вечерней пробежки. Когда мы жили в Висбадене мой день начинался с 90 метрового подъёма за 12 минут, чтобы отвезти ребёнка в детский сад. Зато потом птицей летел с горы на работу.

Дети

Я часто слышу, что автомобиль покупается для перевозки ребёнка. Действительно, очень грустно осознавать, что в родном Петербурге транспорт не очень коляска-френдли. Но, в то же время, и в Германии автомобиль совсем не редкость, несмотря на удобный общественный транспорт. Однако я знаю семью как в Петербурге, так и в Германии, которые осознанно живут без машины, имея на это все средства.





Как и многие в нашем городке, для перевозки детей мы используем велоприцеп в сочетании с велокреслом. Тут выбор чаще определяет погода и выбор самого ребёнка. Лет до 3х коляска удобна тем, что ребёнок там может спокойно выспаться. Колясок этих большой выбор. Мы пользуемся фирмой Thule. Коляска быстро и удобно складываются её можно перевозить как в машине, так и в самолёте. Так же можно использовать как обычную коляску или докупить переднее большое колесо, чтобы с ней бегать.

 

В магазин


Для покупок я долгое время я обходился боковыми сумками, которые крепились на велосипед. С появлением детей стал пользоваться прицепами, в которых мы перевозили детей, куда складывал мешки. Однако, перевозить там ящики с пивом или садовый мусор мне показалось не очень удобным и я боялся повредить при этом саму коляску.




В итоге купил специальную тележку от фирмы Croozer. Её большое удобство в том, что она компактно складывается и почти не занимает места в гараже. Туда спокойно влезает ящик пива и ещё продуктов на всю неделю. Конечно диван на ней не увезёшь, но так ли часто вы этим занимаетесь?


Погода


Я прожил 24 года в Петербурге и знаю, что такое затяжные дожди и зима с октября по апрель. Конечно, в последние годы зимы стали мягче, но снег это действительно проблема для полноценного круглогодичного передвижения. В Эрлангене, где я сейчас живу, сильные снегопады бывают от силы раз или два в зиму. В первый день я скорее предпочту автобус велосипеду. Даже не всякий автомобилист выедет из нашей деревни на окраине. К полудню с основных велодорожек снег убирают, но всё равно приходится менять привычный маршрут, используя накатанные автомобилями улицы. Время в пути при этом, к сожалению, увеличивается. Правда, если есть горный велосипед, то на таком можно и по снегу без проблем.

А вот дождь подготовленному велосипедисту практически не помеха. Есть специальная непромокаемая одежда, которая может и не всегда самая дешёвая, но зато вы доедете сухим до места. У меня в такие дни с собой: куртка, штаны, гамаши и перчатки.


Ремонт и обслуживание


Велосипед, конечно, не сложный автомобиль, но тоже требует ухода и ремонта время от времени. Для меня большой плюс в том, что практически все процедуры я могу сделать своими руками. Даже если Вам и не хочется ковыряться в нём каждый раз, ремонт в мастерской вам обойдётся намного дешевле, чем автолюбителю.

У велосипеда изнашиваются: цепь, звёздочки, тормозные колодки, покрышки, обода и даже седло :) Я езжу круглый год, проезжая порой более 5000 км. Покрышек хватает на год-два, цепи со звёздами на 2-3 года. Итого затраты за 3 года в районе 150-200 евро. Согласитесь, что это не так много.


Личное


Для меня езда на велосипеде, вовсе не какой-то способ экстремальной экономии. Прежде всего это моё отношение к жизни. Если обстоятельства вынуждают меня купить машину, значит я что-то делаю не так. Сама мысль о том, что там на улице стоит железяка, постоянно (даже будучи без движения) высасывающая из меня время и деньги, уже достаточна, чтобы даже и не помышлять об этом.

Я глубоко убеждён, что в руках власть имущих транспортное будущее и настоящего каждого города. Я жил в разных городах и там, где изначально велосипедному движению уделяли больше внимания, там оно и стало общественным и совершенно естественным явлением. Я отдаю себе отчёт, в том, что не смог бы так спокойно кататься с коляской-прицепом по Петербургу за пределами парков. Даже в таком огромном (и гораздо более бедном) городе Богота этот вопрос решили с помощью сети велодорожек. И это проблема только и только властей поклоняющихся автопрому.
 
А ещё я верю в роботизацию и в то, что стоимость поездки на такси в итоге будет таковой, что для многих людей вопрос обладания своим транспортом решится сам по себе. Ну а пока посмотрите в окно и представьте себе зелёные деревья вместо бесконечной вереницы наследия дедушки Форда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий