16 февр. 2023 г.

Горный октябрь. Велопоход от баварского озера Тегерн до швейцарского Санкт-Морица

 В этом небольшом отчёте я расскажу о том, как мы с товарищем проехали от озера Тегернзее в Баварии до г. Санкт Моритц в Швейцарии. В Альпах я не первый раз, однако на этот раз я решил совместить относительно простой маршрут по долинам с суровыми тропами для горных велосипедов.






Я люблю читать, отчёты других велопутешественников. Среди них очень выделяются отчёты Кати Костюхиной. Читая их, я стал всё больше осознавать, что асфальт - это не про поход. Если хочешь что-то увидеть, то только грунтовка. 

Полтора года назад я купил себе подержанный горный велосипед, довёл его до ума и наконец созрел для подходящей дороги. Время было выбрано - начало октября. И не потому, что я люблю чтобы похолоднее, а просто у нас гостили родители жены и можно было доверить им помощь с детьми, пока я развлекаюсь в Альпах.

Конечно был риск попасть на совсем плохую погоду. За неделю до старта в районе Санкт Моритца шёл снег и ночью доходило до минус 5. Однако с погодой нам повезло, если не считать мои одинокие первые два дня.

 

Баварские Альпы. Козлики и дождики

До Тегернзее я добирался, как обычно - на поезде. Очень много народу в кожаных шортиках и красивых платьях ехало на Октоберфест. Всю дорогу от Нюрнберга до Мюнхена мне пришлось провести стоя, держась за руль, между коляской и детьми, которые постоянно ходили вокруг моего велосипеда, норовя измазаться об него. Зато после Мюнхена следующий поезд был уже практически пустой.  

 

Озеро Тегерн (Tegernsee)

Озеро Тегерн встретило меня хмурым небом. Прогноз обещал дожди, но до них у меня ещё оставалось пара часов. Я заехал в магазин и поехал вдоль речки Вайсбах в сторону Австрии. Через несколько километров захотелось есть и, пока я устраивался в беседке, начался дождь. В это время мимо проходила одна общительная бабушка и, увидев меня, всё пыталась понять, где же я буду ночевать в такую погоду.


р. Вайсах (Weißach)

Неутешительный прогноз погоды заставил меня до этого помучиться в сомнениях. А может подождать до понедельника дома? Но не терять же день отпуска только из мокрой погоды. Одежда у меня есть и я поехал.



В отличие от Эрлангена, здесь осень ощущалась гораздо сильнее. Многие деревья уже пожелтели. Да и погода усиливала эффект. 

Граница с Австрией. Тироль.


И вот ехал я себе и вдруг оказался в Австрии. Однако, в глубь страны мне ещё пока было рано, поэтому я после пары километров вдоль границы снова свернул в Германию. Уж не знаю зачем, но проложил я здесь маршрут совершенно бездумно - прямо по трассе B 307, в то время как веломаршрут проходил по левой стороне водохранилища. Тут дождь пошёл прямо совсем уж сильно и я подкис. И зачем я не обождал денёк дома, думал я. Да и куртка, якобы непромокаемая, стала подмокать.

По трассе я сначала доехал до водохранилища Зильвенштайн, куда впадает известная река Изар. Там можно было немного проехать по тропе вдоль берега, а не по шоссе.


Водохранилище Зильфенштайн (Sylvensteinspeicher)

Шёл дождь, ползли низкие облака, но всё равно было красиво. И остановиться бы уже, да надо бы проехать ещё немного, чтобы на следующий день не перетрудиться.

Примерно через 10 километров я встал на склоне. Посреди леса около дорожки оказалась просека, куда я просто зашёл подальше. Её смысл я тогда не понял. Только потом на карте я увидел, что эта просека проходит ровно над штольней, по которой перекачивают воду между озёрами.


Хорошо, что тент у палатки ставится на дуги. Можно сидеть внутри и готовить невзирая на дождь. Потом я подвесил внутреннюю часть и пошёл пораньше спать. До этого я ночь почти не спал. Сумки были мокрые и я опрометчиво решил их оставить снаружи и даже не спрятать в предбаннике.


Около шести утра я услышал шум. Какая-то возня, звякнул мой велосипед, хрустнула палка. Похоже, что зверь - и не маленький. Я решил, что лучше не буду вылезать и продремал ещё часок. Вылезая, я уже и забыл про утреннего гостя, но тут моим глазам предстало неожиданное зрелище. Одна из сумок была распотрошена, а её содержимое было разбросано по округе. Утренний вор слопал все сосиски, прикончил тортелини и сгрыз большой багет. По следам зубов на кабачке я понял, что гость был копытный. Нет, я не ночевал рядом с фермой. Это был, по-видимому, дикий козлик, которого я так испугался.



Помимо прочего козлик обгрыз край сумки, перегрыз ремешок и полностью изрешетил мешок с которым я хожу в магазин. Все свои пакеты я долго ещё собирал по округе. Признаюсь, что такой опыт у меня впервые. Состояние было почти что шоковое. Прибавьте к этому ещё и дождь, так и идущий без остановки. Спасибо тебе козлик, что оставил мне немного еды.


Следы разбоя


Но вернёмся к дороге. В этот день дождик несколько сбавил обороты можно было наслаждаться долиной реки Изар. Очень красивые отмели со своеобразной природой.



р. Изар (Isar)



Недалеко от г. Валгау дорожка проходила прямо через пастбище. Я сначала даже и не понял, как объезжать, но мимо пронеслась женщина на велосипеде, не слезая прямо через специальные ворота, через которые коровам не выйти, а только пешеходам и велосипедистам.




В воскресенье в Германии супермаркеты закрыты, поэтому я даже и не пытался искать. От Валгау я поехал на север и чуть не доезжая до Вальхензее повернул от шоссе на запад. Дождик снова стал противно накрапывать, но через через минут 15 почти и закончился. В итоге я скорее промок от подъёма, чем от дождя.

А дорога то оказалась просто находкой. Вдоль ручья с небольшими бродами, водопадами и обрывами. Броды были не очень глубокими и удавалось брать их с ходу. Однако, когда справа льёт со скалы, а слева обрыв и надо между всем этим просочиться по скользким камням, то уже задумываешься смысле бытия. Самым неприятным открытием для меня было то, что мои вибрейки на мокром ободе ну просто словно маслом обмазаны. Уж не знаю, как я тросики не порвал на небольших спусках по булыжникам.








От 100% влажности оптика у меня внутри запотела, поэтому фотографии вышли с некоторой дымкой.

На одном из бродов встретил двух пожилых туристов и тоже на велосипедах. Едут вдоль гор уже несколько дней.

По такой вот сказочной дороге я добрался до г. Эшенлое. И тут начался ливень. А так как козлик на свой завтрак слопал мой ужин, то я без зазрения совести переждал его в греческом ресторане. Рядом со мной сидела местная пара, которая расспросила меня про путешествие и много шутила по поводу моего козлика.

Ливень закончился и дальше я по очень простой дороге вдоль гор доехал до Бад Кольгруб и дальше в сторону Альтенау на юг. Потом начался наконец-то лес, а с ним и жуткий ливень. Я стал искать место для ночлега и сначала думал поставить палатку на выпасе под ёлками, но потом дождь стих и я нашёл место получше. Охотники часто делают себе тупиковые отвороты от основной дороги, где ставят свои вышки, чтобы выжидать зверя. Но рядом же обычно есть ровные места для палатки. Охотников за всю жизнь я рядом не встречал, а только слышал вдали.

Готовить мне не надо было. Я быстро поставил палатку, снова стало лить и зубы пришлось чистить уже сидя внутри. Барабанил дождь, но было слышно, что рядом шумит бурная река. До Фюссена оставалось всего 25 км.



Утром, находясь внутри облака, готовить мне ну просто не было никого желания. Впереди ждал Фюссен и там я надеялся на тёплое кафе, пока буду ждать товарища.



Ручей Лёнбах (Löhnbach)


Как только я вернулся на дорогу, то увидел источник постоянного фонового шума. Такой поток уже не переехать с ходу. Потыкавшись туда-сюда, пришлось таки снимать обувь. Вода была, к счастью, не совсем ледяная.





В итоге я докатил до трассы на Фюссен и по велодорожке вдоль неё добрался до самого города. Там я два часа балдел в тёплом и сухом кафе у вокзала, пока ждал товарища.

Шоаиб приехал к полудню и мы выдвинулись в Австрию.

Австрия. Тироль

 


Виа Клаудиа ведёт неизменно через водопад на Лехе. Там, наверное, всегда толпы туристов. Но дальше границы они не заходят и по пустой велодорожке мы доехали до первого крупного города Ройтлес. В Германии сегодня праздничный день, а Австрии обычный понедельник и магазины открыты. После того как меня объел козлик, наконец удалось пополнить запасы.

Продравшись через городской праздник мы выехали из города и пошли на первый грунтовый подъём. Он короткий, но крутоват. Там нас нагнали молодые ребята, которых мы встретили в Фюссене на вокзале пару часов до этого. Едут до озера Гарда.




Дальше мы проехали под известным навесным мостом и снова подъём. Так и докатили до древни Хайтерванг. Но тут у меня была дилемма. Ехать дальше по скучноватой Клаудии или сделать крюк к озеру Plansee. Хоть и лишние 20 километров, но в итоге мы свернули к озеру.




Озеро Хайтервангер (Heiterwangersee)

Озеро План (Plansee)


Вдоль озера Хайтерванген шла спокойная грунтовка, а вдоль Планзе уже тропинка, в конце которой нас ждал кемпинг.

Надо оговориться, что к ночлегу за деньги я стал относиться спокойнее чем ещё лет 10 назад. Если есть хорошее место на природе - отлично, нет - хоть в тёплом душе помоюсь. Отдельным бонусом в австрийских кемпингах оказалась комнатка для посиделок. Учитывая, что вечером было около пяти тепла, то ужин в тепле был маленьким счастьем путешественника.

В горах (если вы в долине и не лето) солнце показывается только поздним утром. Даже в такой ясный день с утра (+3 C°) надо надевать всё, что есть.







Сначала мы ехали по грунтовке вдоль озера, а через 5 км углубились в лес и оказались в Германии, просто перейдя по мостику через горный ручей. Если бы не навигатор, то и не узнаешь, что попал в другую страну.




По чудесной дорожке вдоль ручья мы докатились до приграничного немецкого г. Гризен. А затем по лесной дороге вдоль трассы вернулись обратно на Виа Клаудию. К этому моменту распогодилось и на фоне горы Зугшпитце в г. Эрвальд мы устроили перекус. Определённо оно того стоило не ехать слепо по асфальту, а свернуть в сторону, куда не всякий и поедет.


Знаменитая гора Зугшпитце


Но постепенно начинается подъём на Фернпасс. Шумная трасса уходит в сторону, а под колёсами уже весьма каменистая грутовка, по которой даже мне на горном приходилось внимательно подруливать. У Шоаиба треккинговый велосипед и ему приходится сложнее. Я стараюсь терпеливо ждать его, хотя мне хочется поскорей наверстать километры.









Перевал невысокий - самая высокая точка около 1200 м. н.у.м. А начинали мы с 1000. Внизу змеёй ползёт шумная трасса, а у нас каменистая римская тропа. На спуске попадается участок, где в камне осталась колея от бесчисленных колёс римских повозок или колесниц.



Колея от колесниц


Дорога дальше идёт по долине. Спуск до г. Назарет, долина расширяется и наш маршрут ведёт нас по кромке леса. Там я надеялся найти место для ночлега. Но ничего толкового так и не нашли и в итоге переночевали в кемпинге в Имсте. Тут оказался очень приятный хозяин. Редкое дело - принимали только наличные. В Швеции такое просто не мыслимо, а тут вот такое. Опять таки погрелись в комнатке для отдыха.




Как нас и предупредили - утром солнца нет до 9. И это при +2C° почти мороза. К этому времени мы уже практически собрались. После Имста маршурт поворачивает на юго-запад и идёт между р. Инн и трассой. Конечно коровки и замки скрашивают пейзаж, но после г. Ландэк стало заметно спокойнее. В этот день обещали до 22 градусов, но у реки было раза в два меньше по ощущениям. И только ближе к вечеру на солнышке я снял наконец-то кофту.





По сути весь день мы катили по долине вдоль реки Инн невероятно кисельно-голубого цвета. Вечером долина сузилась и, кроме как в кемпинге (около г. Пфундс), ставить палатку было негде. Кемпинг был странноват. Большими буквами на домике с туалетами и душем было написано, что нельзя заряжать телефоны. Не было комнаты отдыха, а только большая беседка со столом. Но зато вечер был ощутимо теплее предыдущих. 




Альфинстермюнц. Мост, забегаловка и просто пограничное укрепление.


На следующий день нас ждал первый серьёзный перевал. Но до начала подъема надо было ещё доехать. Сначала маршрут заводит по тропе вдоль реки в Швецарию. На самой границе можно погулять по старой таможне. К сожалению, потом приходится вылезать на трассу и катить по ней несколько километров до моста рез Инн. После него снова наступает Австрия и начинается нудный, но относительно простой подъём минут на 40. 



Вид обратно на Швейцарию

 
Г. Наудерс
 
Шоаиб на подъёмах отставал и я уехал вперёд. Встретились мы с ним уже в г. Наудерс около магазина. Если следовать маршруту, то выезд из города идёт по кругу, хотя после магазина можно было свернуть на право. Мы конечно честно проехали, как и задумывалось авторами маршрута, но вопросы остались.

На солнышке на выезде из города около подъёмников было здорово перекусить пополненными запасами. А потом через 5 км наступает Италия. Граница - сплошной ремонт дороги, но велосипедист продолжает ехать по своей отдельной дорожке. А до самого перевала Решен надо ещё покрутить пару километров.

Италия. Южный Тироль




После перевала показалось озеро Решен. Озеро это на самом деле водохранилище, которое устроили итальянцы после аннексии Южного Тироля. Для этого они затопили деревню, напоминанием о которой является церковная башня. Теперь это местная достопримечательность. Ради неё я проложил маршрут по левой стороне озера, в то время как по правой пролегал официальный маршрут и не было рядом никакой трассы.


Зато вдоль второго озера (Хайдер) мы уже ехали справа, по уютной полулесной дорожке. После чего был замечательный спуск до г. Бургайс. Боясь остаться без продуктов до самого Санкт Морица мы закупились на два дня и... упёрлись в перекрытую дорожку. Объезд был настолько большим, что мы всё равно поехали по ней и в г. Лаатш уже упёрлись в полностью перекопанную дорогу. Для меня осталось загадкой, как решают этот вопрос местные, но нам пришлось сделать крюк (почти до г. Глурнс) в лишние 3.5 километров, чтобы снова вернуться на маршурт.



После автодороги наконец-то мы снова ехали по тихой лесной дороге вдоль ручья. Учитывая, что за весь вечер нам попался всего один велосипедист, мы переночевали прямо у этой дорожки рядом со столиками. До задуманного кемпинга было ещё далеко, а место было просто отличным. Правда к воде приходилось спускаться по тропе.


Швейцария-Италия-Швейцария. Горы, горы, горы



Первые велосипедисты проехали мимо нас, когда мы уже собрались. До Швейцарии оставалось всего два километра, которые мы быстро преодолели. И хорошо, что мы вчера не стали гнать дальше, т.к. небольшой подъём всё же давал о себе знать.










Согласно языковой карте Швейцарии мы находились в области, где говорят на ретророманском. Все официальные надписи были именно на нём. Но, к сожалению, на улице я так и не услышал, чтобы кто-то на нём говорил. Да и вообще мало кто гулял по улице в это время.

Так мы и докатились до Санта Марии. А вот потом, как говорится, началось то самое путешествие, о котором были все мои помыслы. По широкой, но крутой тропе мы начали толкать велосипеды к вершинам. Ещё внизу было невозможно оторвать взгляд от золотых склонов и вот теперь стала очевидной разгадка - лиственницы. Настоящий лес из жёлто-золотых лиственниц. Это было одно из самых сильных впечатлений в этом походе. Позже нам рассказали, что он быстро желтеют и облетают и мы попали на представление как раз вовремя.


Невероятные лиственницы






После лиственниц стали попадаться небольшие кустистые сосенки и к двум дня мы уже были на пустынном, но солнечном перевале (2230 м.). Примерно три часа нам понадобилось чтобы преодолеть около 800 высотных метров.






















На двух километрах сосны - кустики






На перевале








Спуск был не менее красочен как и подъём и, что интересно, с совершенно другими пейзажами. Пешком бы пройти тут, а не лететь на велосипеде. Хотя дороги уже толком не было, а была тропа, то с камнями, то с корнями.













В одном сказочном месте у речки прямо платка сама просится на ночлег. Но было ещё рано и мы просто перекусили. Попутно пришлось мыть мешки, где были продукты, т.к. я умудрился разбить яйца.

Дальше стало уже страшновато. Надо было пройти по тропе вдоль склона по природной насыпи внизу которой течёт горный ручей. А тем временем уже заметно вечерело. Но вот и малозаметная граница с Италией, а за ней каменистое голое поле.

Относительно безобидная тропинка


А тут уже аккуратно идёшь по краю





Взгляд из Италии в Швейцарию

Каменистое поле


Озеро Сан Жиакомо лежит на высоте 1945 м. Мы его проехали по краю и снова пошли на подъём. Именно, что пошли. Бедный Шоаиб, он сегодня очень устал. А я немного злился, что мы так медлим. Ведь солнце уже давно спряталось за горами, а надо перебраться до темноты через второй перевал.

Но надо ли говорить, что ландшафт был просто из другого мира. Я раньше думал, что ради таких гор надо ехать в Боливию. Я шёл вдоль огромного гребня и мне он казался огромной застывшей волной.





Гребень справа






Второй перевал


Пока ждал Шоаба на перевале (2268 м.), видел лису, которая быстро удирала от меня. Я уже почти решился поставить палатку у озерца, да только ветер и высота меня смущали. Поэтому, когда подошёл Шоаиб, мы начали спуск в сумерках. На 1800 метрах нашли место под палатку. Помимо нас в такое время спустилась ещё пара человек. Пешком, правда. Удивились нашей палатке и я даже смог с ними немного побеседовать. Оказалось, что в этой Италии уже говорят на итальянском, который у меня далеко на антресолях, но всё таки не забыт.



В реальности склон был серым, а не зелёным


Шоаиб в этот день так устал, что даже пытался лечь спать не поужинав. Совсем загнал я парня. В итоге чай пил я уже один. Луна освещала горы вокруг и я долго пытался запечатлеть ту звёздную ночь играя с выдержкой. 












Озеро Ливиньо (Lago di Livigno)



Утром было -2C°. Конденсат на внутреннем тенте превратился в тонкую плёнку льда, которую я долго стряхивал. Так рано утром, конечно, других туристов ещё не было. Так что мы спустились к озеру Ливиньо так никого и не встретив. Зато на берегу есть ресторан, где нам разрешили воспользоваться тёплым туалетом.

Снег в Италии берегут под тряпкой






Г. Ливиньо, кажется, состоит только из отелей. То и понятно - сплошной лыжный курорт. Там мы зашли в магазин, чтобы купить подарков домой и мой любимый сыр Pecorino. Несмотря на утренний морозец, на солнце было уже вполне тепло. Город сам вытянулся вдоль долины с трассой, однако велодорожка проходит в стороне от дороги и от домов.










Подъём на перевал. Взгляд назад


Здесь так же повсюду на склонах сверкали золотом лиственницы и под такой аккомпанемент уклон был совсем не уклон. Однако постепенно лиственницы остались позади и ландшафт стал серо-соломенным, а дорожка стала тропкой среди камней и пожухлой травы. Перед самой границей тропа вдруг взяла очень резко вверх. И это был, наверное, самый трудный участок из всего маршрута. Будь я один, я был снял сумки и занёс бы всё по-отдельности, но тут мы друг другу помогали затащить велосипеды наверх.




Автодорога после здания таможни идёт вниз, а вот наша тропа продолжает подниматься всё выше. Тут и началось такое, что пару раз заставило меня уже задуматься - а нафига я здесь. Ехать было просто страшно. Мы шли по краю обрыва, с груженными велосипедами. Сама тропа тоже оставляла желать лучшего - но это же официальный маршрут для горных велосипедов.





















Однако на тропе нам встречались другие туристы и даже две семьи с относительно маленькими детьми. Что уж тут самому ныть. Честно говоря только один участок оказалось непростым: резкий подъём и большой камень через который надо было перелезть. Я даже и не пытался пронести всё разом. Хотя мой товарищ таки решил и я сильно на него ругался, т.к. уже на склоне пришлось мне его вытягивать. Признаюсь я сильно ворчал, на него, потосу что постоянно приходилось его ждать. Мне всё казалось, что мы можем не успеть до темноты в Санкт Мориц.


Взгляд назад в сторону Италии


Нам понадобилось 1.5 часа чтобы дойти до высшей точки (2485 м.) маршрута. С этого места отлично была видна крыша таможни. Но зато вниз стало уже попроще. Через пару километров мы спустились к перевалу Бернини. Там уже ходил поезд. Он едет из Санкт Морица и сумасшедшим серпантином уезжает дальше через перевал в Италию. Однако на самом перевале выходит толпа байкеров, которые летят вниз по тропе. Правда сначала надо протащить велосипед вдоль озера Бианко, но зато потом долгожданный спуск без колбасы.









В на одном участке попался даже настоящий даунхильный спуск с закруглёнными поворотами, в которые надо было входить на скорости, чтобы не завалиться на бок.








Каменный пояс






В самом конце спуска  был намеченный мною кемпинг. Но он оказался уж очень большой, шумный и дорогой. Мы решили проехать ещё пару километров до следующего, чтобы заодно на завтра осталось поменьше крутить. Тем временем пошёл дождь и комнатка для отдыха стала очень актуальной, особенно на высоте 1800 метров.

Помимо комнаты там же оказался и небольшой ресторанчик. Вылезать под дождь чтобы готовить ну очень не хотелось и мы решили отпраздновать конец похода размороженной пиццой и классным пивом. А работница кемпинга рассказала нам про те самые лиственницы, про местные языки, про то, что завтра нас ожидает интереснейшая дорога на поезде. К моему удивлению, тут, несмотря на ретророманские названия, немецкий был основным языком.


Здание вокзала в Санкт-Морице

Санкт-Мориц. Финальная фотография


Утром пришлось собираться под дождём. Позавтракали бутербродами и поехали в Санкт Мориц. Конечно же по дороге зашли в магазин за сыром и шоколадом. А дождь тем временем закончился.

После г. Челерина надо снова ехать наверх, но это всё было ерунда. Скоро нас встретило озеро Санкт-Мориц с вокзалом на берегу.

И, как нам с вечера обещали, путешествие на этом не закончилось. Дорога до г. Чур это самая настоящая экскурсия по горам и тоннелям. Из динамиков вам расскажут историю строительства этой дороги (которой уже 100 лет) и не дадут прозевать самые важные достопримечательности.




Это был один из лучших походов в моей жизни. На фоне тогдашних новостей об очередной аннексии и ядерных пугалок я почувствовал, как немного отдохнул головой от всего этого. Я очередной раз убедился, как важно потратить время на планирование маршрута и осознал, что горные маршруты стоят того, чтобы на них лезть. Мой товарищ, который полностью доверился мне, тоже остался очень доволен.




Комментариев нет:

Отправить комментарий