27 окт. 2014 г.

10 лет меня нет

10 июля 2004 года я улетел тогда ещё существующими пулковскими авиалиниями из Петербурга в Мюнхен. Впереди была практически полнейшая неизвестность, составленная лишь из обрывок знаний полученных на иммигрантском форуме. Глядя сейчас на того 23х летнего меня, я не перестаю удивляться той решительности с которой я оставил друзей и родственников ради самостоятельной жизни в новой стране с чистого листа.



То ли птицы летят перелётные


Считается, что стремление к миграции должно быть хотя бы у небольшого процента людей. Не будь этого прописано в наших генах мы так бы и сидели в Африке и не факт, что ушли бы дальше палки с камнем.

Вопрос о том, ехать или нет для меня почему-то не существовал. Пример моего дяди, да и других (весьма дальних) родственников был очень заманчив, что в большой степени запрограммировало меня с детства на вроде бы беззаботную жизнь "там за морем".

Так уж вышло, что в Германию путь оказался ближе и проще всего. В Израиль возможно путь был бы ещё проще, но он не рассматривался как вариант. Стреляют, знаете ли.

До отъезда я около года учил немецкий с преподавателем. Учили меня по древнейшему учебнику и брали 300 р. за занятие. Но тогда я уже подрабатывал компьютерщиком (официальное название было электроник)  в политеховской библиотеке и платил за себя сам.

После двух лет ожидания разрешения на въезд, могучая рука немецкого чиновника определила меня в Баварию в небольшой городок Хоф. Именно там я начал познавать первые азы самостоятельной жизни.

Краткое содержание последних 10ти лет


Изучение языка себя оправдало. Я с самого начала мог вполне изъясняться и не зависел от переводчиков. Однако знаний жизненных пока ещё не хватало, и я пошёл протоптанной тропой иммигранта, что и мои многочисленные соседи по общежитию.

Мучительными были для меня 2 месяца ожидания курсов. Я не знал куда себя деть и гулял днями по городу пока не купил свой первый велосипед на блошином рынке за 25 евро. В эти свободных 2 месяца пришло осознание того, что же я наделал, решив переехать в другую страну.

Сильные курсы мне предложили только через 9 месяцев и чтобы не сидеть без дела мне пришлось идти со всеми опять с нуля. Это была безумная потеря времени с моей точки зрения.

На курсах был народ разных поколений и не менее разных моральных ценностей. Но надо отдать должное замечательному преподавателю фрау Коль, которая могла построить даже последних негодяев с казахских степей.

Закончились курсы и одновременно закончились мои отношения с одной дамой, ради которой, как мне верилось, я затевал свой переезд. Дальнейшая жизнь в Германии потеряла совсем какой-либо смысл. Мысленно я уже запаковал все чемоданы и почти со всеми распрощался, но всё же собрался силами и решил съездить на более серьёзные курсы, которые меня ждали с самого начала моего приезда.

Смена обстановки и окружения сделали своё дело. Успешно закончив курсы, в сентябре 2005 я поступил в аспирантуру в Эрлангене и завяз в ней до декабря 2011 года. Хоть и порой трудные были времена, но помимо бесценного опыта институт свёл меня с очень хорошими людьми, которых жизнь разнесла теперь по всему миру.

Кроме новых физических познаний за счёт университета (в обоих смыслах) мне удалось выучить несколько языков, что я делал с большим удовольствием. В основном, правда, выучил хорошо только романскую группу (не всю конечно).

К концу диссертации я всё же решил, что карьера в науке это далеко не самая главная моя мечта. В ней надо полностью отдаваться именно ей  и никому более (такой вот каламбур).  Но даже своему любимому велосипеду я не буду уделять столько времени, сколько требует наука. Очень сложно делать какое либо параллельное дело, когда надо ставить эксперимент, писать (или читать) статью, обучать студентов, готовиться к семинару и т.д.. И это бесконечный замкнутый круг.



После защиты я около полугода искал работу и в итоге удалось устроиться на 9 месяцев в качестве временного работника на Сименсе, где занимался явно не своим делом. К счастью, в мае 2013 нужда во мне закончилась и я, воспользовавшись паузой, прокатился на велосипеде по США, а затем попал (по совету бывшего однокурсника) на фирму, занимающуюся компьютерной обработкой визуальных данных. Тема роботов давно будоражила мою неспокойную голову.

На этой фирме я работаю уже почти год и чувствую себя человеком, который занят своим делом, и поверьте, что это очень важно. C++ оказался следующим языком, который мне удалось неплохо освоить после итальянского.  Вечер у меня начинается после 5-6 вечера и я его трачу на велосипед, на чтение, на репортажи (и мало ли, что ещё придумается). Да, у меня пока нет детей (как у многих из вас), но думаю, что даже с ними свободное время останется им и будет не менее интересным.

19 апреля 2014 года я женился на девушке из Колумбии, с которой мы познакомились в институте в 2010 году. Есть все подозрения, что на некоторое время придётся переместиться на другой континент, дабы в семье были мир да спокойствие.

О предателях Родины


Мне не раз удавалось слышать (и даже от близких друзей), что те кто уехал - это такие предатели, которые свалили на всё готовенькое. Те же кто остался расхлёбывают горькую российскую кашу дырявой ложкой. И не скажешь, что такое мнение так уж предвзято, и сам я часто переживаю по этому поводу и отмалчиваюсь в ответ.

Но именно, на что же готовое я уехал мне никак не удавалось понять. Конечно можно валять дурака и жить на пособие. Вот уж где халява так халява. Однако такой способ существования той самой райской заграничной жизнью не назовёшь. Если хочешь хороший велосипед и отпуск вдали от дома, то как и везде приходится работать. И выходит, что предательство только в том, что твои налоги идут не к Путину, а к Меркель. В остальном можно оставаться не менее русским, чем будучи в Петербурге - читать Достоевского, говорить на родном языке не коверкая речь иностранными словами, болеть за российскую сборную и т.д.. Порой иммиграция даже усиливает патриотическое (в лучшем смысле этого слова) отношение к стране исхода, чем когда живёшь практически не покидая страну и наблюдая за событиями только через призму центральных каналов.

Что же в итоге?


10 лет – серьёзный срок. За это время можно продвинуться на несколько шахматных ходов по служебной лестнице, вырастить вполне взрослых детей, а может и выплатить кредит за квартиру в 30ти этажном доме. Иммиграция чаще всего отодвигает подобные достижения на несколько лет.

К сожалению именно материальная составляющая была и есть для многих эмигрантов неким мерилом своего успеха. Но тут приходится признать, что ни по одному “мерильному” критерию я не прохожу.

У меня нет ни машины, ни квартиры, ни хоть популярного нынче кредита. Если в первом я не вижу никакого смысла, то иметь свою квартиру в условиях возможной смены города проживания раз в 5-7 лет покупать-продавать-покупать себе же дороже. Но таков мобильный капиталистический мир с его очевидными минусами.

Жизнь любого человека складывается из работы, близких людей и свободного времени на себя самого и мы все ищем наиболее удачное соотношение этих параметров для нас. Если это соотношение выходит сильно иным, чем мы того желаем, то жизнь превращается в беспросветную рутину.

Мне кажется, что в Германии мне удалось найти ту самую формулу, хоть и не до конца совершенную. С другой стороны я могу только фантазировать о том, как сложилась бы моя жизнь в России. Да, вокруг полно велодорожек и чистой природы, но друзья мои живут далеко. Я не могу так просто позвонить и зайти к старому школьному другу на кружку пива или чая.

Но всё же сейчас в век интернета и авиасообщений, расстояния сокращаются, а благодаря скайпу можно так же провести неплохой вечер со старым товарищем. Главное время и желание.


Жизнь в Германии не сделала меня немцем (и к счастью). Я спокойно отношусь к успехам немецких сборных и по большей части интересуюсь российской политикой нежели чем местной. Новости Германии так же в основном узнаю с российских сайтов.


Такова моя жизнь в центре Европы на "всём готовеньком". Не более отличная, чем у большинства из вас. Не более, чем каждый способен себе выбрать по вкусу и цвету.

Вот только время всё идёт и идёт, и "уже не 17 лет".

Комментариев нет:

Отправить комментарий